Реформа ценообразования в строительстве выходит на новый уровень

Ценообразование в строительстве, в особенности при выполнении муниципальных договоров, последние 10-15 лет стало камнем преткновения для многих строителей и сметчиков - а для кого-либо и основанием для возбуждения уголовного дела. Попытка стремительно реформировать систему ценообразования и ввести ресурсный способ командным методом в 2019 году откровенно провалилась. После чего Минстрой Рф и Главгосэкспертиза встали на путь постепенных реформ и подготовки пакета нужных методик и документов.

В 2019-2020 году появились новые методики сметного нормирования, Минстрой Рф обновил подход к базисно-индексному способу, а с 31 марта вступила в силу освеженная Федеральная сметно-нормативная база-2020 (ФСНБ-2020). Но дискуссия посреди сметчиков и строителей указывает, что вопросов как и раньше остается больше, чем ответов.

Национальное объединение строителей все годы собственного существования занималось неуввязками и госзаказа, и ценообразования в строительстве. Но в ближайшее время конкретно ценообразованию стало уделяться в особенности много внимания – и прошедший 3 июня с.г. на площадке НОСТРОя вебинар Минстроя Рф, Главгосэкспертизы и Государственного объединения строителей тому доказательство.

Вебинар был организован по инициативе НОСТРОя для оказания практической помощи строительным компаниям, вопросы были очень прикладные, и вот поэтому количество участников на пике подымалось практически до 1100 человек. Открывая вебинар, президент НОСТРОя Антон Глушков, строитель с долголетним стажем, увидел, что сколько лет живем и строим, столько изменяется система ценообразования в строительстве. На данный момент преобразования ускорились, введена новенькая сметно-нормативная база, в которую включен ряд нормативов, ранее отсутствующих в базе. Но работа пока далека от окончания, а по новейшей базе появляется много вопросов, которые и следует обсудить.

1-ый замминистра строительства Рф Ирек Файзуллин напомнил, что ФСНБ-2020 стала результатом совместной работы Минстроя Рф, Главгосэкспертизы, Правительства Москвы и отраслевых госкорпораций по гармонизации сметных баз. Особенное место в этой работе принадлежит НОСТРОю, так как без его активного роли работа по ценообразованию в строительстве была бы неполной. Естественно, в этой базе есть ошибки и недочеты, но Минстрой старается оперативно их устранять, он на сто процентов открыт для сотрудничества.

Более того, завершены работы по суровой корректировке закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), новенькая редакция получила одобрение Минфина Рф и готова к внесению в Госдуму. По воззрению Ирека Файзуллина, Госдума сумеет принять этот закон в вешнюю сессию, и это значительно двинет в положительную сторону весь строительный рынок Рф. Главное, чтоб ценообразование не стало неподъемной «колодой» на пути этой реформы.

При всем этом строительная ветвь - один из огромнейших налогоплательщиков Рф: в 2019 году строители заплатили 4 трлн рублей налогов, еще 1,1 трлн рублей - предприятия ЖКХ, 2 трлн рублей – это налоги с компаний стройиндустрии и транспортных компаний, работающих в стройке. И это при том, что доходная часть бюджета Рф в 2019 году составила чуток наименее 20 трлн рублей. Другими словами, стройка по факту сформировывает около 30% бюджета Рф. И она издавна заслужила достойной системы ценообразования.

Ценообразование как ценность в работе НОСТРОЙ

Необходимо сказать, что вопросы ценообразования в строительстве всегда были в поле зрения НОСТРОя, но ситуация с коронавирусом выдвинула их на 1-ый план. О текущей работе по этой теме участника вебинара сказал президент Антон Глушков. В рамках Ситуационного центра НОСТРОЙ по поручению Минстроя Рф повсевременно собирает сведения о цены стройматериалов, и мониторинг показал, что практически во всех регионах эти цены выросли, минимум, на 4%. А в Сибирском и Уральском федеральном окружении рост цен на некие позиции превысил 10%.

Не считая того, НОСТРОЙ интенсивно занимается и текущими вопросами ценообразования. Так, перед отраслью остро стоит необходимость уточнения расчетных величин ряда работ. НОСТРОЙ направил свои предложения в Главгосэкспертизу, и в приказе Минстроя Рф, которыйбыл принят1 июня 2020 года, ряд предложений НОСТРОя был учтен.

Очередное направление, над которым НОСТРОЙ начал работать в деятельном порядке, пока продвигается не так отлично, как хотелось бы, - это предложения от проф общества по разработке новых нормативов на новые виды работ. Главгосэкспертиза ожидает таких предложений, строители недовольны тем, что на новые виды работ приходится использовать старенькые цены, но когда дело доходит до того, чтоб строительная компания предоставила свои площадки для отработки новых расценок, особенной готовности не наблюдается.

Что касается утверждения новых индексов на виды работ в регионах Рф, тут огромную помощь оказали региональные саморегулируемые организации, и уже более, чем в 60 регионах утверждены новые индексы конфигурации сметной цены строительства на 2 квартал 2020 г.. Но есть 6 регионов, где по воззрению губернаторов, не требуется утверждение индексов расчетным способом. Это Кировская, Курская и Магаданская области, Забайкальский и Хабаровский края, также Республика Саха Якутия. Президент НОСТРОя Антон Глушков направил губернаторам письмо с просьбой направить внимание на сложившуюся ситуацию, также в саморегулируемые организации данных регионов.

И очередное направление, которым НОСТРОЙ занимался в последний месяц, - это анализ и предложения по учету расходов строй компаний в сводном сметном расчете на обеспечение противоэпидемиологических мероприятий на стройках. Предложения уже ориентированы на рассмотрение в Правительство Рф. Анализ показал, что средний расход по стране на 1-го сотрудника с 30 марта по 22 апреля составил 7303 рубля. Непременно, в предстоящем эти издержки снизятся, но учесть их в сводном сметном расчете нужно, так как для хоть какой компании это очень приличные издержки. Кстати говоря, выступавший дальше замдиректора Департамента по ценообразованию Минстроя Рф Сергей Головин не только лишь подтвердил эту цифру НОСТРОя, да и именовал куда как более значимый расход, который сложился в Минстрое Рф: 300 рублей на 1-го строителя в денек. Другими словами, средний расход компании на борьбу с вирусом составляет около 9000 тыщ рублей на человека каждый месяц (это без учета выходных дней, так как, обычно, строители работают вахтовым способом). Минстрой Рф вместе с НОСТРОем разработал метод учета этих расходов в проектно-сметной документации и направил его на утверждение в Правительство Рф.

Новенькая идеология старенькой реформы

И все таки один из самых жарких вопросов со стороны общества к Главгосэкспертизе и Минстрою Рф не сходит с повестки денька: что происходит с реформой ценообразования, так звучно заявленной два года вспять и так тихо откатившейся на 2022 год? Заместитель начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию Сергей Лахаев обидно констатировал: 1-ый шаг по резвому переходу на ресурсный способ не удался, наполняемость данными ФГИС ЦС до сих очень низкая, и никакие административные кары и опасности не сподвигнули производителей стройматериалов ее заполнять. Не считая того, в процессе «реформы» в почти всех регионах закончили свою деятельность региональные центры ценообразования в строительстве, а без их получить реальную картину из региона фактически нереально.

Потому еще в октябре прошедшего года был утвержден план проведения реформы, и в его рамках вместе с проф обществами идет соответственная работа. Есть намерение окончить реформу к концу не 2022, а 2021 года с тем, чтоб позже систему ценообразования улучшать планомерно и повсевременно. Она должна быть живой и развиваться, а все механизмы развития должны быть заложены в самой системной базе.

На первом шаге реализации плана реформы был реанимирован базисно-индексный способ и запущены все механизмы, которые были заморожены в последние два года, при этом предпринят ряд мер, чтоб эти механизмы к тому же совершенствовались. А к концу 2021 года должен закончиться переход на ресурсно-индексный способ – это 2-ой шаг реформы.

Для поддержания жизнеспособности базисно-индексного способа нужно было разморозить единичные цены и внести конфигурации в Градостроительный кодекс для того, чтоб была возможность разрабатывать сметные нормы и цены на новые технологии и заносить их в сметную базу. Востребовала расширения и номенклатура индексов, так как на данный момент она не отражает специфичности современного строительства.

Также необходимо было улучшить порядок разработки и утверждения новых сметных нормативов.Не считая того, пришло время актуализации нормативов цены строительства (НЦС), в особенности с учетом формирования договоров «под ключ» и реализации нацпроектов. Большая часть этих мер было реализовано, и базисно-индексный способ, по словам Сергея Лахаева, вышел на новый уровень.

Не считая того, идет неизменная работа по заполнению и изменению ФСНБ-2020, так как с 2017 года в базу сметных нормативов ни одной новейшей цены внесено не было. На данный момент это подразумевается делать на постоянной системной базе. На ФСНБ-2020 после ее введения было много приреканий, часто полностью легитимных, но с момента выхода в нее уже внесены два дополнения, в каких были учтены, в том числе, предложения НОСТРОя, Росавтодора и Минтранса Рф – добавлено около 1000 новых расценок, а позже счет пойдет на 10-ки тыщ. Сергей Лахаев предложил НОСТРОю стать той площадкой, на которой будут аккумулироваться и систематизироваться предложения строителей по ценообразованию, методическим документам и сметным нормативам и дальше прорабатываться вместе с Минстроем Рф и Главгосэкспертизой.

Перетерпели изменение и подходы к формированию ФГИС ЦС – сейчас туда будут врубаться цены на ресурсы не только лишь от производителей, да и от дилеров и торговых домов – другими словами, то, о чем два года упрямо говорили сметчики и строители, все-же в конечном итоге было принято как разумное решение.

В целом по реформе ценообразования можно констатировать, что работа, наконец перебежала от административного наскока в периодические и продуктивные контакты с проф обществом, и НОСТРОЙ занимает тут ведущее место.

Как посчитать смету верно?

Замдиректора Департамента Минстроя Рф Сергей Головин представил порядок определения исходной (наибольшей) цены договора и советы по составлению сметы договора, также разъяснил, как конкретно можно поменять стоимость госконтракта. Необходимо сказать, что это выступление было очень нацелено на практикующих сметчиков, которые раз в день продираются через дебри новых и старенькых нормативов, методик, постановлений и т.д.. Вопросы от участников вебинара проявили, что тотчас обыкновенные на 1-ый взор ситуации способны поставить в тупик опытнейшего сметчика либо привести к фатальным ошибкам в смете. Разумеется, что такое общение с представителем власти очень нужно сметчикам, и можно только пожелать, чтоб последующий вебинар НОСТРОя был стопроцентно посвящен прикладным вопросам с возможностью разбирать определенные ситуации.

Сергей Головин напомнил, что ранее методика определения исходной наибольшей цены договора базировалась сразу на Градостроительном кодексе и законе о контрактной системе (44-ФЗ). При всем этом несоответствие меж методикой и 44-ФЗ тотчас приводило к уголовным претензиям. На данный момент Минстрой Рф получил право утверждать методику и порядок определения НМЦК, и сейчас конкретно эти документы являются неотклонимыми для внедрения.

Сергей Головиин привел примеры формирования НМЦК и сметы договора, с которыми советуем подробнее ознакомиться по ссылке.

Необходимо сказать, что нормативных новелл в ближайшее время введено сильно много, в том числе, сейчас подрядчик не должен отчитываться перед заказчиком, как он выполнил тот объем определенных работ, который заложен в договоре, главное, чтоб работы были выполнены отменно и в срок. За строителем не должен бегать заказчик и инспектировать какой техникой тот делает работу и уж тем паче не будет снимать оплату, если вдруг работа была выполнена с применением хорошей от заложенной в расчете техники. Это принципный момент, так как ранее была возможность у заказчика не оплачивать такие работы.

Начальник Управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы Андрей Савенков тщательно представил животрепещущие вопросы сметного нормирования, сказал о процессах планирования, разработки, рассмотрения и утверждения новых сметных нормативов и об главных конфигурациях этих процедур. Не считая того, он напомнил, что хоть какой представитель строительной отрасли может стать участником разработки сметных нормативов и внести свою лепту в улучшение сметно-нормативной базы.

Планирование, разработка, рассмотрение и утверждение сметных нормативов идет в режиме реального времени с учетом предложений инициаторов их сотворения.Связывающим звеном тут может выступить НОСТРОЙ вместе с саморегулируемыми организациями. Это поможет выстроить взаимодействие не только лишь с большими госкомпаниями, да и с теми строителями, которые работают «на земле». На самом деле НОСТРОЙ и вся система саморегулирования может взять на себя вопросы ценообразования, что частично делали региональные центры ценообразования и восполнить образовавшийся пробел.

Не считая того, сейчас по новенькому порядку Главгосэкспертиза имеет возможность вести взаимодействие впрямую с зачинателем сметного норматива – это позволяет оперативно выдать замечания к нормативу, а зачинателю – их учитывать и поправить документ. Такая процедура способна подвигнуть проф общество активнее заниматься разработкой сметных нормативов на новые материалы и технологии. Новенькая методика по разработке сметных нормативов утверждена приказом Минстроя Рф и на данный момент находится на утверждении в Минюсте Рф.

Новый шаг реформы начинается!

О 3-х направлениях, по которым НОСТРОЙ занимается совершенствованием системы ценообразования в строительстве, сказал директор департамента ценообразования Павел Малахов. Это мониторинг цены строй ресурсов и зарплаты, также разработка новых и актуализация действующих нормативов.

При всем этом мониторинг стройресурсов, который ведет НОСТРОЙ, основывается конкретно на цены материалов на стройке, а не у производителя. И здесь картина оказывается совсем другой, ежели у официальной статистики: к примеру, производители цемента, ошеломленные данными НОСТРОя о росте цены их продукции, заявили, что стоимость осталась прежней, а кое-где даже и свалилась, а строители отметили рост цены от 4 до 10%. Разумеется, что на конечную цена очень значительно воздействовали поставщики, которые должны получить свою долю прибыли. Потому НОСТРОЙ будет продолжать мониторить рынок строй ресурсов по их фактической цены для строителей – это должно посодействовать сформировать для органов власти и заказчиков реальное представление о цены строительства.

Что касается разработки новых и актуализации действующих нормативов, НОСТРОЙ готов в нее интенсивно включиться вместе с Главгосэкспертизой, представителями огромнейших госкомпаний и саморегулируемыми организациями. Более того, данная работа уже начата с рядом региональных СРО и 2-ое дополнение в ФСНБ-2020 было отработано с ролью НОСТРОЙ и представителей проф общества.

Подводя итоги вебинара, директор Департамента ценообразования и градостроительного разделения Минстроя Рф Ира Тютьмина именовала состоявшееся мероприятие одним из самых насыщенных и информативных. Вся вероятная информация о новеллах в ценообразовании, которую только можно было донести до проф общества, была озвучена и прокомментирована. Она предложила НОСТРОю продолжить работу по мониторингу и роли в сметном нормировании, при всем этом вся информация от региональных СРО должна консолидироваться конкретно в НОСТРОе, а потом уже направляться в Минстрой Рф для предстоящей работы.

Саморезы кровельные Standers 4.8x65 мм RAL 5005 цвет синий, 50 шт.

Шуруп кровельный Standers предназначен для монтажа листов из узкого металла — кровельного железа, металлочерепицы, профилированных щитов. Метиз поперечником 4,8 мм и длиной 65 мм сделан из покрытой цинком стали. Шестигранная головка голубого цвета (под цвет фиксируемого материала) дополнена шайбой с герметизирующей прокладкой. Для монтажа употребляется особая бита и гаечный ключ 8 мм.